Вы здесь

Советы специалистов - Советы логопеда

Как научить ребенка пересказывать.

 

 

Часто вопросом, как научить ребенка пересказывать текст, родители задаются перед поступлением в школу, ведь большая часть школьного обучения построена на пересказывании услышанного или прочитанного. Однако большинство педагогов сходится во мнении, что наиболее подходящее время для обучения пересказу, это возраст от 3 до 6 лет.

Организуя специальные игры в дошкольном возрасте, вы закладываете хороший фундамент для навыка пересказа, не говоря уже о влиянии подобных занятий на развитие внимания, мышления, воображения и связной речи.

Для того чтобы пересказать, то есть воспроизвести прочитанный или услышанный текст, ребенок должен уметь:

1. внимательно прослушать текст;

2. понять его смысл;

3. запомнить последовательность событий в сюжете произведения;

4. запомнить авторские или народные обороты речи;

5. осмысленно рассказать услышанный текст, соблюдая порядок действий и эмоциональную окраску событий.

Чтобы ребенок успешно освоил каждый из этих этапов, необходимо намеренно включать каждый из них в игровую деятельность ребенка и ваше с ним общение.

Произведения для пересказа

Ребенку сложно будет пересказывать длинные тексты со сложными деепричастными оборотами, поэтому тексты лучше выбирать короткие с динамичным сюжетом и понятной последовательностью событий. Герои должны быть знакомы ребенку, а их мотивы и поступки понятными. Будет хорошо, если произведение имеет воспитательный характер, несет некий моральный опыт малышу.

До 6 лет нежелательно использовать описательные произведения. Также не подходят стихи в качестве основы для пересказа. Стихотворения лучше заучивать наизусть.

Подходящими под эти требования будут народные сказки, рассказы Сутеева, Чарушина, Толстого, Ушинского и др.

Виды пересказов

По своему виду пересказ может быть:

·         Близко передающий смысл текста. Включает обороты речи, характерные для произведения.

·         Сжатый или краткий пересказ, когда ребенку необходимо вычленить главные события и коротко о них рассказать, опуская другие подробности.

·         С творческим дополнением — когда ребенку предлагается придумать отличные от изначального начало, конец произведения или вариант развития событий в поворотной точке сюжета.

·         С частичной перестановкой текста.

Первый вариант является основным в дошкольном возрасте, но при этом не стоит на нем останавливаться, ведь всевозможные творческие дополнения к хорошо знакомым произведениям помогают вернуть к ним интерес и способствуют развитию воображения и творчества у ребенка.

С 5-6 лет необходимо тренироваться в кратком пересказе, так как умение выделять главное является важным навыком в школьном возрасте.

На что стоит обращать внимание, когда ребенок пересказывает текст?

Самое главное требование – это осмысленность. Важно, чтобы ребенок понимал, о чем он говорит, а не повторял знакомый рассказ как заученную скороговорку. К другим требованиям относятся:

·         последовательность изложения;

·         отсутствие значительных пропусков, которые искажают сюжет;

·         использование характерных речевых оборотов;

·         плавность речи;

·         соответствие эмоционального сопровождения сюжету произведения.

Конечно же, это некий идеал, к которому следует стремиться. Поэтому когда вы услышите первый сбивчивый и не очень разборчивый пересказ вашего крохи, не отчаивайтесь – это нормально. Регулярные тренировки и интересные рассказы сделают свое дело, и речь малыша станет связной и насыщенной.

Первое, с чем сталкиваются родители, когда хотят научить ребенка пересказывать текст – это бедность детского активного словаря, в котором присутствуют в основном существительные и глаголы. Для того чтобы исправить такое положение вещей, необходимо самим обогатить свою бытовую речь прилагательными, причастными и деепричастными оборотами, сравнениями и фразеологизмами.

На первых порах, пока у вас не выстроилась собственная схема занятий, вы можете пользоваться следующей:

1. Вначале необходимо заинтересовать ребенка сюжетом рассказа: загадать загадку про главного героя, показать и обсудить картинку с его участием;

2. Далее предлагаем ребенку послушать и читаем произведение;

3. Задаем вопросы по произведению. Вопросы могут быть направлены: на порядок действий в произведении (что за чем), на место действия и как оно описывается, на характеристику главных героев и обсуждение мотивов их поступков, на использование фразеологизмов и авторских оборотов в тексте;

4. Предупреждаете ребенка, что после прочтения он будет пересказывать, после чего зачитываете произведение;

5. Ребенок пересказывает. Если у него возникают сложности с сюжетом или последовательностью, помогаем, задавая наводящие вопросы;

6. Хвалим ребенка и предлагаем творческое занятие по произведению (рисование, аппликация, лепка, поделка и пр)

Пересказ в 5-6 лет

При успешном овладении навыками подробного пересказа в раннем возрасте, в 5-6 лет усложняют задачу для ребенка, используя поэтические описания природы в качестве основного текста.

Более сложным заданием будет краткий пересказ текста, что требует от ребенка умения отделить главное от второстепенного, сохраняя при этом целостность сюжетной линии.

Для этого после первичного прочтения и обсуждения сказки предложите ребенку разбить ее на главы. Объясните, что главы – это части произведения, в которых описывается кусочек сюжета. Главу можно коротко назвать так, что всем сразу будет понятно, о чем она. Начинайте повторно читать сказку, а ребенка просите вас останавливать, когда глава закончится, после чего вместе придумайте название главы, и пусть ребенок схематично зарисует её содержание. Глав должно быть от 4 до 8. У вас получится написанный и схематический планы произведения. Теперь попросите ребенка рассказать текст, опираясь на нарисованную схему и не вдаваясь в подробности.

В этом возрасте используют иные вопросы на этапе обсуждения. Вместо вопросов — где? когда? что? какой? — используют – почему? зачем? для чего? — которые помогают ребенку понять смысл, напрямую не раскрытый в произведении.

                            

Логопедические игры на кухне.

Учитель-логопед: Зыбкина Н.А.

Уважаемые родители,  под логопедическими играми в этой статье имеются ввиду самые разнообразные задания и упражнения, прямо или косвенно способствующие развитию речевых навыков ваших детей. И где же, как не на кухне, заниматься развитием речи?

Вспомните, где мамы проводят больше всего времени после рабочего дня? Конечно на кухне, ведь там так много дел. Надо приготовить ужин, накормить всех членов семьи, перемыть посуду и убрать ее. И только потом совершенно усталая мама добирается до дивана и телевизора. А ребенок? Будет ли он ждать, когда у мамы откроется второе дыхание, когда она соберется с силами и будет готова поиграть с ним, почитать книжку, побеседовать? Но может быть, не стоит разделять эти процессы во времени и пространстве? Может быть, есть способ общаться и играть с ребенком во время домашних хлопот на кухне?

Предлагаемые игры охватывают все стороны речевого развития ребёнка:

  • развивают звуковосприятие;  
  • пополняют и активизируют словарь;
  • формируют грамматический строй речи;
  • способствуют развитию связной речи;
  • а так же развивают фантазию, память, мышление, ловкость, координацию движений, тренируют мелкую моторику.

1. Кухня – подходящее место  для развития восприятия и различения звуков. Этому способствуют игры:

Ты слышал? 

Положите три камешка или стеклянных шарика в пустую жестяную кружку, и попросите ребенка осторожно пройти по кухне, так чтобы шарики не гремели. Всякий раз, когда вы услышите шум, спрашивайте: «Ты слышал?». Попробуйте сами бесшумно пройти по кухне.

Отгадай. 

Ребенок отворачивается, а вы помешайте ложкой в стакане, закройте крышкой кастрюлю, потрите на терке сырую морковку, пошуршите пакетиками со специями, погремите горохом или гречкой в стеклянной банке и т.д. А ребенок пусть попробует отгадать, закрыв глаза,  какие предметы могут издавать такие звуки.

Необычный ужин. 

Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин, в названии блюд должен быть звук «С» (например: сыр, салат, соус, суп, морс, сок…). Или звук «p». Если он затрудняется это сделать, помогите наводящими вопросами: «Кар-р-р-тофель или капусту? Ар-р-р-буз или дыню? Пер-р-рсики или бананы? Лук или огур-р-рцы? Помидор-р-ры или баклажаны?

Порядок на кухне. 

Предложите ребенку убрать, или помыть посуду, в названии которой есть звук [Ч] (чайник,     чашки), или [Л] (ложки, вилки, тарелки…).

Меню.

Предложите ребёнку поучаствовать в составлении меню с блюдами на определённый звук.  Например, в понедельник будем готовить пирожки, печень и картофельное пюре, во вторник — ватрушки или вареники, суп с вермишелью; в среду – сырники, рассольник и спагетти и т.д. Заодно и дни недели выучите. 

 

2. Игры, направленные на обогащение и активизацию словаря детей.

Очень важно называть все своими именами — кухонные приборы и технику, виды продуктов из которых готовите, их предназначение и полезность. Используйте в речи глаголы: наливаю воду, мою овощи, чищу яблоки, нарезаю, солю – это поможет развить ассоциативное мышление.

Говорим.

Смотрим, что у нас есть на кухне – стул, стол, шкаф. Обобщаем, что это мебель. Такие же игры с фруктами, овощами. Говорим, для чего нужны предметы: стул, чтобы на нем сидеть и т.д. Называя какие-либо продукты, описывайте их: это лимон, он желтый, круглый, кислый. Говорим о том, где растут овощи, фрукты. Перечисляем, что кладут в борщ, компот. Расскажите крохе, как делают хлеб (колоски пшеницы – мука – тесто – хлеб). Какие молочные продукты делают из молока. Придумывайте рифмы к разным продуктам. Загадывайте загадки про продукты. Играйте в описания: оно круглое, красное, сочное, растет на дереве, начинается на букву «Я».

Вкусные слова.

Ребенок называет «вкусное» слово (ватрушка, яблоко, помидор, котлета и т.д.) и «кладет» его вам на ладошку, а затем вы ему. И так до тех пор, пока не «съедите» все. Можно поиграть и в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.                                                                                

Из чего готовим?                                                                                                                                      Мама: Я варю борщ. Назови продукты, которые нужны для его приготовления.                             Ребенок: Вода, картошка, капуста, помидоры, лук, свекла, укроп, морковь, соль, перец, масло.         Названия продуктов, которые лежат в холодильнике, стоят на полке или на плите.                     

Ищем слова на кухне.                                                                                                                                               

Какие продукты можно положить в борщ, компот, салат? Чем больше слов назовёт ребёнок, тем лучше.                                                                                                                                                                       

Эй, пузатый кабачок.                                                                                                                                          

Игра на закрепление понятий «овощи» и «фрукты».

  • Предложите ребенку помочь вам разложить овощи в корзинку, а фрукты в вазу. Пусть при этом он называет их и описывает, например: помидор — овощ, круглый, красный, растет на грядке; апельсин — фрукт, оранжевый, растет на деревьях.
  • «Угадай на вкус» дать попробовать фрукт, небольшой кусочек, а он пусть угадает по вкусу, что это такое.
  • «Чудесный мешочек» — предложите попробовать ребенку угадать на ощупь, что за фрукт или овощ он достал.
  • Вспомните стихи, загадки про овощи и фрукты, например: сорок одежек, и все без застежек (капуста), когда его раздевают, то слезы проливают (лук).

Полезные стихи.

Много нужно овощей, чтоб сварить кастрюлю щей.

Капусту, лук, морковку нашинкуем ловко.

Потом картошку тоже, почистив, в суп положим.

Помидоры, перец красный вкус и цвет дадут прекрасный.

Петрушку, зубчик чеснока, укроп не будем класть пока,

А в конце мы их добавим, потому что суп заправим.

Огурцы, салат, редиску мы помоем, сложим в миску.

Их сырыми есть мы можем, сладкий перец, репку тоже.

Кабачки и баклажаны мы потушим со сметаной.

Свекла красная вкусна, если сварена она.

Кушать овощи, друзья, любит вся моя семья.

* * *

Чудак-математик в Германии жил.

Он хлеб с колбасою случайно сложил.

Затем результат положил себе в рот —

Вот так человек изобрел бутерброд.                                                                                                 

Кухонная школа.

Игра учит группировать предметы, сделанные из разных материалов.

Во время приготовления пищи на кухонном столе часто скапливается множество различных предметов. Предложите ребенку разложить их по группам, например, деревянные ложка, доска; металлические ложка, поварешка; стеклянные стакан, кувшин; пластмассовые ложка, чашка и т.д                                                                                                                                                                     «Из чего сделано» (скамейка — из дерева, мяч — из резины и т. д.). А может ли быть ложка бумажной или стеклянной или кастрюля бумажной? Посмейтесь вместе с ребенком.                          

Умные магнитики

Игра учит группировать предметы сразу по нескольким признакам.

У многих дома есть магнитные картинки, и пока вы заняты, пусть ребенок прикрепит на дверь холодильника справа, например, картинки с изображением зимней обуви, слева — летней, вверху — картинки с изображением овощей, внизу — фруктов. Вариантов игры много.

 

3. Игры на формирование грамматического строя речи.

 

Полезные предлоги.

Разбирая сумку с продуктами, можно спросить:

Куда мы положим мясо? Правильно, в холодильник. Фрукты оставим на столе, а печенье уберем на полку возле шкафа…

Внимательные  прилагательные.

 Ну-ка, кто больше вспомнит слов, подходящих к слову апельсин? Какой он? Вкусный, круглый, оранжевый, душистый, холодный (только что с улицы принесли), сладкий, большой, тяжелый, экзотический… А булка какая? Мягкая, сдобная, вкусная, сладкаялегкая

Назови ласково.

Научите ребенка использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и получатся: апельсинчикбулочка, хлебушек…

Назови прибор. 

Как одним словом назвать прибор, который варит кофе? (Кофеварка). Режет овощи? (Овощерезка). Мелет кофе? (Кофемолка). Выжимает сок? (Соковыжималка).

Назови сок. 

Какой сок получается из яблок? (яблочный), из груш (грушевый), из слив (сливовый), из вишни (вишневый), из моркови (морковный), лимонов, апельсинов и т. д.? И, наоборот - из чего получается апельсиновый сок?

 

4. Игры на развитие связной речи.

Кухонные сказки.                                                                                                                                            Мама: Давай придумаем сказку или историю про старую кастрюлю (банан, картофелину, кухонные часы и т. п.). Если ребенку нужны подсказки, задайте ему наводящие вопросы. Например, вот картофелина. Как ты думаешь, где она росла? Кого картофелина могла встретить, пока находилась в земле? Почему она выросла такая большая (темная, неправильной формы?) Что можно из нее приготовить? Ребенок рассказывает сказочную историю.

Загадки

Загадайте ребенку загадки про овощи, фрукты, и другие продукты.

Например, «Он зеленый, с пупырышками». Если малыш затрудняется, продолжите «Я его положила в салат». До тех пор, пока он не отгадает.

Можете предложить логические загадки.

Например, «Назови фрукт и овощ одинакового цвета» (апельсин и морковка), «Ею можно есть мясо, но нельзя есть суп» (вилка).

 

5. Игры на развитие моторики (общей и мелкой):

Конечно же, многие мамы знают о пользе развития мелкой моторики рук для развития речевых навыков и позволяют своим малышам поиграть на кухне с крупами. Крупу можно перебирать, просеивать через сито, пересыпать из одной емкости в другую с помощью ложки или просто так, рисовать пальчиками на рассыпанной на плоском подносе манке, делать аппликации крупой на пластилине или клее, искать спрятанные в крупе мелкие игрушки, проталкивать горошины или фасоль в узкое горлышко бутылки, нанизывать макароны на шнурок и т.д. Разнообразие занятий с крупами ограничено лишь вашей фантазией, и каждое из них будет по-своему полезно для крошечных пальчиков.

Боулинг.

Если позволяют размеры кухни, расставьте на полу одну или несколько пустых пластмассовых бутылок. Пусть малыш сбивает эти «кегли» маленьким мячиком.

 

Настольный керлинг

 Положите на кухонный стол легко скользящий предмет (например, пластмассовую коробочку от маргарина или крышку от бутылки). На некотором расстоянии обозначьте границы мишени (например, поставьте по углам мишени чашки). Щелчком толкните крышку так, чтобы она проскользила через стол и попала в область мишени, как в настоящем керлинге. А теперь предложите малышу самостоятельно поиграть в эту игру.

 

Художники.

Раскрошить скорлупу от яиц на кусочки. Предложить ребенку выкладывать рисунок или узор на картон, тарелку и т.д. Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов выкладывать на столе, листе бумаги узоры, попутно изучая формы и цвета.
 

Композиция из зерен. 

Клей, бумага и некоторые другие ваши припасы очень могут пригодиться для этого вида искусства. Дайте ребенку разные сухие продукты — горох, фасоль, рис, макароны, воздушную кукурузу, спагетти. На бумаге, намазанной клеем, пусть он расположит их так, как ему подскажет фантазия. Окончив работу, малыш может сделать из этого же материала рамку для своего произведения. 

Настольный хоккей.

Поставьте на стол поднос или картонную коробку от конфет (это будет хоккейное поле, углы – ворота). Дайте ребенку горошину (мяч) и трубочку-соломинку от пакета с соком (клюшка). Пусть малыш поиграет в хоккей, пока вы занимаетесь делами. Эта «простая» игра тренирует ловкость и координацию движений.

 

Кот в мешке

      Подберите несколько небольших предметов разной формы (например, овощей, фруктов, или каких-то кухонных мелочей). Положите предметы в непрозрачный пакет. Засунув руки в пакет, ребенок должен ощупать предметы, по очереди назвать и вытащить их.

Можно разнообразить игру. Взять два пакета, и в каждый положить одинаковые наборы предметов. Малыш сначала должен вынуть предмет из одного пакета, а затем на ощупь найти такой же в другом.

 

Лепка из теста

      Если вы замесили тесто, то сделайте и для вашего ребенка небольшой кусочек теста из 1,5 чашек муки, 0,5 столовой ложки соли, 0,25 чашки воды (добавлять постепенно) и 0,25 чашки растительного масла (добавлять постепенно), можете еще добавить немного краски. 
Пусть ребенок вылепит из этого теста игрушки, еду для кукол, или просто помнет в своих ручках. Такое тесто, упакованное в полиэтиленовый пакет, можно долго хранить в холодильнике.

 

Игры, способствующие развитию усидчивости:

Золушка. Насыпьте в миску макароны разного сорта (ракушки, спиральки, трубочки) и предложите малышу их рассортировать. Посчитайте вместе с ребенком, сколько макарон каждого сорта было в миске. Кроме того, макароны-трубочки можно нанизывать на шнурок, получатся бусы.

Найди предмет. Все дети любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу.  Можно ребенку предложить опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая его, определить, что ему попалось в руки.

 

6. Игры на развитие различных психических процессов:

Игры на развитие памяти:

Что пропало? Положите на кухонный стол три предмета (например, кружку, ложку, салфетку). Пусть ребенок посмотрит и назовет каждый предмет. Затем он должен закрыть глаза, а вы в это время уберите со стола один из предметов. Теперь пусть малыш откроет глаза и попробует определить, чего не хватает. Постепенно  увеличивайте  количество предметов и убирайте не один, а два предмета.

Продолжи ряд. Взрослый выкладывает перед ребенком ряд овощей (картошка, морковка, лук, свекла). Ребенок самостоятельно продолжает выстраивание ряда, соблюдая предложенное чередование.

Игры на развитие воображения:

Юный кулинар. Предложите ребенку проявить фантазию, украшая ваши блюда. Подготовьте зелень, маслины, ломтики овощей, орехи, варенье и другие «материалы». Из них можно сделать смешные рожицы, цветы, выложить мозаику на приготовленном блюде, и так далее.

Игры на логическое мышление:

Четвертый лишний. Взрослый выкладывает овощи (помидор, огурец, картошка)  и один фрукт (лимон). Ребенок должен исключить лишнее. Аналогично игра проводится с посудой (тарелка, кружка, салатник и ложка).

 

Все эти игры   стимулируют  общение, активизируют высказывания детей, развивают активный словарь, память, мышление, ловкость, координацию движений, тренируют мелкую моторику, а также помогают родителям совместить домашние дела  и занять ребенка.

Такие игры просто организовать на любой кухне, их можно изменять – в зависимости от возраста малыша.

Но логопедические игры на кухне – это не только повод «нейтрализовать» ребенка, пока мама занимается своими важными делами вроде приготовления обеда или мытья посуды. Это еще и замечательная возможность привлечь малыша к реальной помощи по хозяйству и сделать это занятие увлекательным и полезным для ребенка. Теперь, когда вы поняли принцип, как играть в логопедические игры на кухне, обязательно используйте эти идеи и придумывайте свои варианты логопедических игр, ведь регулярные занятия по развитию речи – залог успешного и своевременного овладения ребенком этой важнейшей способностью.

 

Использованные интернет ресурсы:

http://vashechudo.ru/raznoe/igry-i-konkursy-dlja-detei/razvivayuschie-igry-dlja-detei-3-4-let-igry-na-kuhne.html

http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-igry-na-kuhne.html

http://nsportal.ru/detskii-sad/materialy-dlya-roditelei/sovremennoy-mame-razvivayushchie-igry-s-detmi-na-kuhne

http://nsportal.ru/detskii-sad/logopediya/sovremennoy-mame-razvivayushchie-igry-na-kuhne

http://nsportal.ru/detskii-sad/materialy-dlya-roditelei/praktikum-dlya-roditeley-tema-igry-na-kuhne

 

 

 



 

 

 

 

                                             РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ПЕРЕД ШКОЛОЙ

 

             Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу…Всем в семье хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Достаточно ли развита речь Вашего ребёнка? Ведь от этого зависят его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!

 Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для развития речи и овладения детьми навыками чтения и письма. Дети с неразвитым фонематическим  восприятием испытывают трудности в усвоении букв, медленно читают, допускают ошибки при письме.

Предлагаю Вам специально подобранные игры и игровые упражнения  для развития фонематического восприятия, т. к. помощь родителей, всех членов семьи необходима и чрезвычайно ценна.

 Игра "Разные загадки кота Васятки" ( ребёнок подбирает рифмованное слово на заданный звук).

Взрослый предлагает прослушать стихотворение (загадку) и добавить в его конец подходящее по смыслу и рифме слово на заданный звук.   

Например, загадки на ЗВУК У

    *Улитка замерла, дрожа, увидев на траве… (ужа)

    *Улитка просит уточку: "Закинь-ка в воду… (удочку)

    *-Уф! - Сказал утюг и встал. - До чего же я… (устал)

На закрепление умений правильно определять место звука в слове, предлагаю игровое упражнение "Ходит ёжик вдоль дорожек…».

Ходит ёжик вдоль дорожек,

От начала до конца,

В слове ёж найти поможет

Место звука беглеца.

-МАК. Определи место звука (М) в слове.

 Игровое упражнение "Звуковые ворота».

 Ребёнок изображает руками ворота. Взрослый говорит: «Пропускаем мы во двор слов особенных набор». Ворота открываются, если в слове слышится заданный звук.

    -Открой ворота, если  в слове услышишь (звук[Г])

Гортензия, гараж, пироги, гимн, геркулес, грузовик, герой, гений, гордость, гербарий, горизонт, гигант, двигаться, дорога, гном, гром, год, погода.

 "Сумка-задумка", куда ребёнок складывает орехи,(пуговицы, фишки и т.п.),

 называя слова с указанным звуком.

   "Сумка-задумка"

-Придумай  5 слов на звук [Г].

Игры с мячом.

-"Мяч лови и мяч бросай, сколько звуков - называй" (определение последовательности и количества звуков в слове)

-Определи последовательность звуков в слове и назовите их количество:

   МАК,СОН,КИТ,РАМА,КРОТ

-"Мяч передавай, слово называй" (развитие фонематических представлений, быстроты реакции)

-Придумайте слово на звук [Д] и передайте мяч маме, папе, бабушке, сестре.

-"Свяжем мы из слов цепочку, мяч не даст поставить точку" (развитие фонематических представлений, активизация словаря). Мяч передаётся от ребёнка к взрослому и обратно. Конечный звук предыдущего слова - начальный следующего.

-Придумай слово и передай мяч мне:конечный звук предыдущего слова - начало следущего. Например, весна-автобус-слон-нос-...

             Подвижная игра «Волшебная карусель», где билетом на карусель служит выполнение определённого задания (подбери слово на заданный звук, четвёртый лишний…)

    "Волшебная карусель"

Еле-еле,еле-еле

Завертелись карусели,

А потом,потом,потом,

Все бегом,бегом,бегом.

Тише,тише,

Не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два,раз-два,

Вот и кончилась игра.

С целью различения твёрдых и мягких звуков используйте игровые персонажи: твёрдого  и мягкого королей. Предварительно рассказав ребёнку сказку "Два короля":

    Жили-были два короля. Один король правил государством твёрдых звуков, а другой - королевством мягких звуков. Первый король любил всё твёрдое, а второй - мягкое. Во дворце твёрдого короля находились только твёрдые вещи, а во дворце мягкого короля находились только мягкие вещи. И слова они любили разные: один-с мягким звуком, другой - с твёрдым. А теперь поиграем в этих королей. Взрослый и ребёнок распределяют роли между собой.

-Кем ты будешь: Твёрдым королём или Мягким?

Могут быть следующие варианты игры:

-Короли сами отбирают соответствующие предметные картинки

-Участники игры дарят королям соответствующие предметные картинки

-У каждого короля есть свой дворец. Выбери  для своего дворца вещи, подходящие всем. Не забудь, что твёрдый король должен выбирать слова с твёрдыми звуками, а мягкий - слова, в которых есть хотя бы один мягкий звук.(Шкаф,стол,диван,кресло,кровать,стул,камод,зеркало,полка,будильник,книги,лампа,ложка,  вилка).

-Наши короли любят охотиться на зверей. Но мягкий король охотится только на животных, в названиях которых есть хотя бы один мягкий звук, а твёрдый король - на зверей, имеющих в своих названиях только твёрдые звуки.

    Вот список зверей. Отбери  для себя животных, на которых вы будите охотиться:

(барс,гепард,волк,лось,кабан,олень,рысь,тигр,носорог,медведь,крот,выдра)

Игра "Улитка" ( для развития фонематических представлений и воображения).

Взрослый говорит: "Сто вопросов - сто ответов, с буквой А (У, С…) - и только с этой". Все ответы ребёнка начинаются на заданный звук.

Например,

-Как тебя зовут? (Аня)

- А фамилия? (Антонова)

     -Откуда ты приехала? (из Архангельска)

-Что там растёт? (астры)

-Какой подарок ты повезёшь родным? (альбом)

-Какой фрукт ты любишь? (ананас)

-Какую птицу ты знаешь? (аист)  и т.д.

             Игра «Путаница».

 Взрослый читает весёлые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Ребёнок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.

1)Жучка будку (булку) не доела;

    Неохота, надоело.

 2)Ехал дядя без жилета (билета),

    Заплатил он штраф за это.

3)На островок налетел ураган, на пальме остался последний баран (банан).

4)Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей (грачей).

5)На поляне весной вырос зуб (дуб) молодой.

6)Сели в ложку (лодку) и-айда! По реке туда-сюда.

7)Закричал охотник; "Ой! Двери (звери) гонятся за мной!"

            Благодаря этим играм ребёнок научится различать звуки речи (фонемы) на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой. А это главное условие не только формирования правильного произношения, но и успешного обучения чтению и письму.

            Желаю успеха!

Сайт разработан компанией ООО "ПО-Проект" г.Северодвинск